Мастера гравюры

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer; 1471, Нюрнберг — 1528) — живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником XVI века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. прочитать больше...

Посмотреть гравюры мастера

Ж. Делабард

Ж. Делабард - французский художник провел в России более двадцати лет-с 1787 по1810 год. Он находился в Москве достаточно долго и имел возможность понять и оценить своеобразие ее национальной культуры, быта и нравов. В 1796 году в швейцарском городе Герисау известный немецкий мастер М. Г. Эйхлер приступил к гравированию делабартовских рисунков. Впоследствии к Эйхлеру присоединились еще четыре гравера :Ф.-Б. Лорье, П. И. Ламини, Г. Х. Оберкогзер и Х. Гуттенберг. В результате в 1799 году серия московских видов была завершена.Она состояла из двенадцати листов, выполненных в технике резцовой гравюры. Уже в те годы гравюры по рисунку Ж. Делабарта, сумевшего создать самый яркий и запоминающийся образ Москвы в печатной графике конца18- начала 19 века пользовались огромной популярностью.

Посмотреть работы автора

О. Кадоль

О. Кадоль - французский художник и литограф находился в Москве около семи лет. Созданные им многочисленные литографированные виды города были не менее популярны в России и на западе, чем в начале века гравюры по рисункам Ж. Делабарта. На протяжении десяти лет – с 1825 по 1834 год-художник выпустил три почти не повторяющихся по сюжетам серии видов Москвы, а кроме того, налитографировал в 1830 году одну из первых панорам центра города, снятую со Спасской башни Кремля. Выполненные им архитектурные пейзажи столицы всегда достоверны и легко узнаваемы, так как даже в больших панорамных видах Кадоль тщательно разрабатывал мельчайшие детали. В этих литографиях воплотился образ Москвы Пушкинского времени- с Тверским бульваром и Кузнецким мостом, Пресненскими прудами и живописными Воробъевыми горами.

Посмотреть работы автора

М. Махаев

Махаев Михаил Иванович - рисовальщик и гравер (1716 - 1770). Учился (с 1729 г.) в академической школе "ландкартному делу" и перспективе у живописца Валериани; в 1754 г. был "подмастером гривовального художества" у Ивана Соколова и Качалова. Из гравюр его известны: два портрета первого русского солдата Бухвостова ,"Монархический колосс" (по Mat. Seutter'y), вид Соловеского монастыря и так далее; ряд планов и видов Москвы и Петербурга с окрестностями гравирован другими по рисункам Махаева, оставившего, кроме того, несколько десятков рисунков, изображающих виды разных русских провинциальных городов. В 1740-х гг. Махаев по собственному желанию начал посещать рисовальный класс Академии наук, которым руководил известный художник-декоратор Дж. Валериани. В 1745 г. Махаеву официально указано обучаться "першпектам", то есть правильному перспективному изображению архитектурных видов. И здесь руководителем его был прекрасно знавший перспективную науку Валериани. Фактически Махаев стал первым в России мастером в этой области. И как оказалось - вовремя. Новую российскую столицу мало еще знали в Европе. Для исправления этого положения и в ознаменование близящегося 50-летия Петербурга было решено издать план столицы. Затем - дополнить его "представлениями" "знатнейших публичных строений города" и издать их отдельным альбомом. Снятие видов поручили Махаеву. За два года художник исполнил 20 видов. Из них Совещанием по делам художественным во главе с Я. Штелиным и Дж. Валериани для гравирования были отобраны 19. Рисунки Махаева можно считать уже не просто архитектурными видами, но архитектурными пейзажами, первыми в России. Альбом "першпектов" был издан в 1753 г. и рассылался по европейским столицам. И в дальнейшем Махаев трудится активно: делает 7 рисунков Каменного острова в Санкт-Петербурге (1753-57); с 1754 г. занимается снятием "першпектов" окрестностей столицы (среди них "Вид Большого дворца в Петергофе", "Вид дворца в Ораниенбауме", оба 1755, и др.). Всего в 1748-56 гг. он выполнил более 30 "першпектов", но многие из этих работ не сохранились. По заказу графа П. Б. Шереметева Махаев исполняет альбом видов его знаменитой усадьбы Кусково. Продолжает создавать виды Петербурга и его ближайших пригородов ("Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова", 1757-59; "Вид Санкт-Петербурга вниз по Неве-реке", 1759-60; "Стрелина мыза на Финляндском заливе", 1761-63, и др.). Правда, одна из последних крупных работ художника связана с Москвой - "Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню" (1766). Махаев имел учеников, об устройстве будущего которых он всячески заботился, особенно когда основные художественные работы были переданы из ведения Академии наук в ведение АХ. Махаев носил почетное звание "Академии наук ландкартный гравер и в перспективе мастер". Однако ни талант, ни трудолюбие не принесли ему материального достатка. В этом отношении судьба художника оказалась типичной для России.

Посмотреть работы автора

А. Зубов

Алексей Федорович Зубов, гравер черной манерой и резцом, родился в 1682 г. Учился у Адриана Шхонебека "грыдоровать гербы" (для гербовой бумаги). Награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Петербурга, гравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Иваном Бликландтом - лучшее произведение Зубова. Был старшим мастером при Петербургской типографии, по закрытии которой, живя в бедности, принужден был, как и брат его, обратиться в производителя лубочных картинок. Последний лист, гравированный Зубовым, помечен 1741 г. Лучшие портреты его черной манерой:Екатерины I, Петра I, двух княгинь Меньшиковых- чрезвычайно редки; лучшие портреты резцом - Екатерины I, Головина и Стефана Яворского. Почти полное собрание гравюр Зубова, в отличных отпечатках - в Публичной библиотеке. Иван Федорович - гравер резцом, родился в 1667 г., ученик Шхонебека и Пикара. Награвировал много хороших портретов (Екатерины I, Петра II- чрезвычайно редки), видов (села Измайлова) и колоссальных Тезисов (последние - в сотовариществе Михаила Карновского и Григория Тепчегорского). Отпечатки досок Тезисов сохраняются в библиотеке Академии Наук. Его работы доски "ботов" Петра Великого сохранились доныне.

С. Щедрин

Щедрин Семен Федорович(1745-1804).Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в АХ, Сем. Ф. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы.Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 г. поступил в АХ, в 1765 г. получил золотую медаль и уехал пенсионером за границу - сначала в Париж, потом в Рим.В Париже он копировал и изучал чужие произведения, много писал с натуры - вероятно, под влиянием просветительской идеи искать красоту не только в классических образцах, но и в окружающей действительности.В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь уждалась в значительных "поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года.Вернувшись в Петербург в 1776 г., он стал руководить классом ландшафтной живописи в АХ и, кроме того, при "Кабинете Её Величества" Екатерины II писал виды пригородных дворцов и парков.С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ.Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья - на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы - на втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм. 

Посмотреть работы автора